Игра богов
Когда сходит лавина, что приводит её в движение? Быть может, это божественная воля, злой рок или просто нелепая случайность? Что за силы управляют возвышением и гибелью государств, рассветом и закатом цивилизаций - всеми вместе и каждым в отдельности? Быть может, никаких таинственных сил вовсе нет. Впрочем… Имраил, год 7.992
Длинноволосый мужчина в роскошном белом костюме, украшенном синей перевязью, с улыбкой опёрся о балюстраду, глядя на шумный город, раскинувшийся внизу. Имраил, бывшая столица княжества Ун-Лан (некогда прозванный сердцем восточного континента из-за необычайной окраски городских стен) медленно возникал из небытия навстречу рассвету. Понемногу рассеивался утренний туман, и становились видны остроконечные шпили башен и высокие купола храмов. Прекрасный город для жизни и смерти.
- Этот город невозможно забыть, Владыка Живых,- усмехнулся мужчина в белом.- Он каждый раз манит меня, как магнит. Тебе не кажется это забавным, Арраш?
Длинноволосый повернулся к собеседнику - могучему исполину со смуглой кожей и ярко горящими зелеными глазами. Тот заговорил могучим басом, заставившим трепетать ветви гранатовых деревьев внизу.
- Что именно, Иншар?
- То, что из всех богов я менее всего ожидал встретить тебя, и тем не менее именно ты явился поприветствовать меня. И даже не опасаешься называть по имени.
- Я не ожидал твоего возвращения так скоро, страж. - Названный Аррашем подошел к балюстраде и посмотрел на собеседника сверху вниз.- И не думал, что ты посмеешь явиться раньше срока. Тебе опять нужен тот маг?
- Ты нервничаешь, Хранитель мира. Отчего бы?
- Теперь он принадлежит Астаре.
- Как любезно с твоей стороны напомнить мне,- Иншар улыбнулся, сотворил себе и собеседнику круглый чайный столик и изящные кресла и жестом пригласил того присесть.- Мне ни к чему игрушка Ханрайнен. Маг ничего не стоит по сравнению с ней самой.
- Ты не можешь забрать Астару без её согласия,- Арраш осторожно сел на сиденье, казавшееся слишком хрупким по сравнению с его внушительной фигурой.
- Я хозяин Ханрайнен,- мягко, будто ребенку, объяснил страж.- Разумеется, я могу забрать её в любой момент. Однако прямо сейчас ни она, ни её сломанная кукла не интересуют меня. Я с гораздо большим удовольствием полюбуюсь красотами Ун-Лана.
Иншар с наслаждением вдохнул прохладный утренний воздух, благоухающий ароматом роз. Имраил всегда славился своими цветами, фруктами и тончайшими разноцветными тканями, которые обожали мирские правители.
- Княжества больше нет. Это место вот уже восемьсот лет называют Нантеррой, - осадил его бог.
- Увы. Золотой век всегда недолог,- вздохнул страж.- Но тогда, быть может, ты составишь мне компанию в зирион ?
На столике между ними тут же появилось четырёхмерное поле, россыпь разноцветных кристаллов, зачарованные перья и тридцать шесть красных и зеленых фигур. Иншар, отдавший право первого выбора сопернику, рассмеялся какой-то своей мысли и одним махом вытянул из общего ряда трёх красных: Убийцу, Странника и Воина – и установил их напротив зеленых фигур Арраша – Мага, Священника и Ученика. Оказавшись на своих местах, фигуры ожили и бог-хранитель сделал первый ход.
>[1] Зирион – магическая игра,широко распространенная в Ар-Оготе. Аналог земных настольных стратегий с темлишь отличием, что каждый элемент зачарован и в ход игры может вмешиватьсясудьба.
Глава 1
«364-я ежегодная международная научная конференция - приветствуем участников!»
Мужчина в зелёном полуплаще едва удостоил вниманием объявление на здании Селеддинского университета, поправил повязку на глазах и начал протискиваться сквозь разношёрстную (местами – в самом прямом смысле) толпу. У ворот раздражённый гигант проверял имена по списку, время от времени отправляя слишком настырных штудентов в ближайшую лужу прицельным пинком:
- Не велено пускать!
- Да мне только подписать проект.
- Я одним глазком…
- Тут профессору просили передать!..
- Не велено!- грозно рыкнул привратник.- А, мастер! Мастер Картас! Проходите, вас уже искали.
Тот сочувственно похлопал гиганта по локтю:
- Держи оборону, Барта. А если увидишь семикурсников, передай, что вопросов на завтрашнем экзамене будет на двадцать больше.
В толпе кто-то ахнул и попытался ретироваться. Мастер усмехнулся и закрыл за собой двери. Впрочем, внутри оказалось ещё более шумно и многолюдно, чем снаружи – не зря же конференция называлась международной.
Рядом с лестницей огромный удав сердито шипел на группу магитематиков из Таэла. Половину вестибюля заполонила делегация занудно ворчащих кобольдов из Глапакирте. В дальнем углу трое широкоплечих даоритов и гигантесса обменивались приветствиями. А посреди всего этого безобразия чинно прогуливался ректорский ягуар, мешая рабочим и распорядителю.
Оррон Картас, мастер магии и один из самых перспективных сотрудников исследовательской кафедры, хмыкнул, натянул капюшон пониже и поднялся на второй этаж, в концертную аудиторию. Её расширенное пространство позволяло принять до тысячи гостей одновременно, а проверенная временем система персонального вещания и обратной связи делала это место воистину уникальным центром научного общения. Разумеется, заклинания было необходимо обновлять каждые сорок-пятьдесят лет силами всего магсовета, но затраты стоили того.
- Ты!- распорядитель торжеств неожиданно возник за спиной и обвиняюще потряс в воздухе толстой папкой с позолоченной бумагой.- Тебя же просили быть в праздничной одежде. Я лично письмо составлял.
Мужчина обреченно обернулся и уперся взглядом в макушку взъерошенного и крайне недовольного кобольда.
- Таг Рин, друг мой, что бы я без тебя делал?
- Не уходи от ответа. Ну, что на этот раз? Парадную униформу сожрали демоны? Разорвали на сувениры прекрасные дамы? Лучше признайся сразу, ректор все равно потребует у меня отчёт по конференции.
Мастер магии широко улыбнулся и наклонился к уху кобольда:
- На самом деле я не смог отстирать её от крови грабителя, но в отчёте лучше этого не упоминать, не так ли? Впрочем, я же сегодня не выступаю. Посижу в углу, никто меня и не заметит.
- Всё шутишь. Смотри, дошутишься, отправит тебя его Цветейшество в подвал – зачаровывать светящуюся плесень, чтобы лучше размножалась… Погоди. Ты разве еще не знаешь?- Таг Рин встал на цыпочки, вглядываясь в наполовину скрытое тёмной повязкой лицо.- А, ну да, кто же тебе заранее скажет. Эх, позорище ты, Картас! Хоть бы морок какой сотворил. Ладно уж, раш с тобой, садись на последний ряд. Туда, где клубится ледяной туман.
- Рядом с драконом?- мужчина поправил манжет.- Я так похож на самоубийцу?
- Тише,- распорядитель нервно оглянулся.- Это же госпожа Илежа. Она сказала, вы с ней знакомы. Откуда, кстати?
Маг покосился на драконицу, начавшую принимать подходящую форму:
- Так это Илежа Белоснежная… Скажем так: полгода назад я чуть было не стал её обедом. Я бы не назвал это близким знакомством.
Кобольд уже было открыл рот, чтобы возмутиться, но его прервал невысокий седой мужчина в торжественном ало-голубом облачении:
- Сын мой, потрудитесь занять своё место, заседание вот-вот начнётся.
- Ваше святейшество,- маг поклонился и жестом пригласил жреца сесть рядом.- Отрадно видеть вас в наших краях. Слышал, вы завтра выступаете с сообщением по теологической квантологии.
- Я был просто обязан составить доклад о событиях минувшего лета. Моё почтение, государыня Илежа, - клирик чуть склонил голову и пристроил свои пресвятые ягодицы на жёсткую скамью.
Картас покачал головой и занял место рядом с двумя коварными хладнокровными. Маг не то что бы ненавидел бывшего первосвященника Местра, но был с ним в непростых отношениях, как и с юной драконицей. На последнюю, кстати, можно было полюбоваться: её вторым обликом оказалось изящное антропоморфное существо с тонкой, будто бы полупрозрачной кожей, короткими серебристыми волосами и огромными фиалковыми глазами. Идеально сложенное тело было прикрыто лёгким кружевным платьем. И даже два длинных отростка, венчавшие её диадему, не портили впечатление. В конце концов, у дракона должны быть рога, не так ли?
- Рад снова видеть вас, государыня Илежа,- поприветствовал маг драконицу.
Та улыбнулась в ответ, и между тонких губ на мгновение промелькнул раздвоенный язычок. Картас подавил желание отодвинуться подальше. Некстати вспомнилось, что в прошлом году тех, кто сидел рядом с крылатым ящером, после не досчитались. Дабы не дразнить судьбу маг начал разглядывать зал.
Лица, морды и крылья были в основном знакомы ему. В первом ряду, как обычно, заседал магический совет. Делегацию из Нантерры в кои-то веки представляла не верховная советница Саламандра, а главный наложник – разодетый юнец, тщетно пытающийся вести себя с должным достоинством. На него мрачно взирал Дегарам, единственный посланник университета Харры. Его спутник-волк слегка склонил голову в приветствии, заметив Картаса. Средние ряды заполняли рядовые маги из числа людей и кобольдов. Отдельно сидели несколько лучших штудентов, допущенных до высокого собрания…
Внезапно все перешептывания в зале стихли, а наступившая тишина наполнилась звуками арфы и шелестом раскрывающихся цветочных бутонов, в мгновение ока появившихся на стенах и колоннах. Бессменный ректор Селеддинского Университета Ар-Дайнерен Тайр умел обставить свое появление с удивительной пышностью.
Невысокий и худощавый, как и большинство аларов, ректор Тайр был удивительным существом. Во-первых, он справедливо считался сильнейшим магом Ар-Огота. Энергия постоянно переполняла его, заставляя цвести все растения на пятьдесят шагов вокруг. Количество научных трудов, написанных им, поражало воображение, а должность главы университета он занимал последние пятьсот лет. Кроме того, его Цветейшество был необыкновенно хорош и лицом, и фигурой и имел необыкновенные для алара волосы цвета тёмного серебра при аметистовых глазах. Его тихому властному голосу покорялись мирские правители, строгие жрецы и даже могущественные драконы. Вот и сейчас, весь зал замер, приветствуя хрупкого мужчину в праздничном зелёном камзоле.
- Дамы и господа, рад приветствовать вас на открытии нашей традиционной научной конференции, посвященной итогам уходящего года. Все материалы, представленные здесь, будут доступны присутствующим после подведения итогов. Напоминаю, что вам необходимо будет предъявить библиотечному демону индивидуальный пропуск участника. Желаю всем собравшимся удачи и взаимного обогащения знаниями. Ну что ж, я был краток, как и обещал,- в зале послышались сдавленные смешки (в прошлый раз ректор был краток на протяжении двух часов, чем вызвал истерику у распорядителя).- А теперь я предлагаю начать с доклада, сделанного одним из наших штудентов. «Теория ткани мира: эффект Грани», Ар-Эйнвей Ниар, факультет теоретической магии, седьмой курс.
Когда на кафедре возник бледный от волнения молодой алар, Картас расслабился и позволил себе отвлечься. Под сбивчивое бормотание юного дарования прекрасно думалось о мероприятиях на следующий год. Перво-наперво, следовало выпросить у ректора разрешение на командировку в Имраил – средоточие древней магии, где можно будет провести его исследование. Фон там такой же сильный, как и в месте предыдущего эксперимента, зато нет ни господина бывшего первосвященника, ни драконьего гнезда. Кроме того, целый ряд пророчеств, частично расшифрованных его кафедрой, намекал на то, что в будущем году в Имраиле произойдут очень важные события. Нет, конечно, пророчествами он не занимался, но у них с Ар-Дайнереном еще осенью был разговор о том, что некоторые из них недвусмысленно указывают на появление очередного могущественного темного мага, способного влиять на ткань бытия. И кому прикажете этим заниматься? В Нантерре нет своих волшебников, а если бы и были…
- Итак, господа, мы с вами заслушали первого докладчика,- ректор снова возник за кафедрой, ослепительно улыбаясь.- Так называемый «эффект грани» - величайшая загадка, над которой лучшие умы безуспешно бьются целых десять столетий. И я вынужден с прискорбием сообщить, что глава исследовательской кафедры, магистр Рад Гил, ответственный за контроль и изучение Грани, пропал без вести. Магическая наука понесла в его лице невосполнимую утрату…
«Не будем спешить, - продолжал размышлять Картас,- сначала проверим догадку. Главный наложник, конечно, не имеет доступа к секретной информации, но хотя бы слухи он знать обязан. Надо бы придумать, как к нему подступиться. С Саламандрой я установил контакт довольно быстро, но…»
- …и магический совет поддержал моё решение. Прошу вас поприветствовать нового главу кафедры – мастера Оррона Картаса, готового без промедления отправиться к месту исследования.
Когда первая из голов повернулась в его сторону, маг уже нацепил на себя морок и ни один мускул не дрогнул на его лице.
***
После окончания всех мероприятий Картас незаметно покинул шумные коридоры университета и вышел во внутренний зимне-летний двор, с одной стороны покрытый зеленью и цветами, а с другой запорошенный снегом. Сегодня здесь было необычайно пусто и тихо, только несколько беспокойных духов носились между деревьями и около фонтана. Он сел на центральную скамейку и стал ждать. Если он хорошо знал своего наставника, тот скоро придёт, чтобы разъяснить ситуацию, а пока можно расслабиться и спокойно поразмышлять.
Мужчина с трудом подавил неуместный смех, заметив на дальней стене уже почти стершийся рисунок орла, схватившего змею. Сорок лет прошло с тех пор, как он в последний раз так развлекался, а вот поди ж ты. И не стирается ничем – слишком сильный магический заряд он тогда использовал. К счастью, рисунок получился неплохой, поэтому наставник ограничился строгим внушением и отправкой на трудовое перевоспитание к кухонным кобольдам.
Маг рассеянно потёр неожиданно занывшую ладонь, а затем его чуткий слух слепца уловил легкий звук приближающихся шагов. Он поспешно вскочил и склонился в поклоне:
- Милорд ректор…
Его руку вдруг пронзила острая боль, а снег внизу окрасился кровью. К счастью, приобретенная за годы тренировок реакция позволила ему поймать обсидиановый перстень, брошенный Его Цветейшеством.
- Благодарю вас!- Оррон поспешно натянул перстень на покалеченный палец.
- Не стоит,- холодно произнес Ар-Дайнерен и пристроился на скамейке с летней стороны.- Я предполагал, что у тебя будут проблемы с серебром, и надеялся найти тебя до начала конференции, чтобы передать новый перстень. Значит, теперь кольца просто сгорают…
- Да, наставник,- Картас, поколебавшись мгновение, осторожно сел на другой конец скамьи.- Прошу простить меня за то, что вам пришлось это увидеть.
Алар предостерегающе взмахнул своей узкой ладонью, облаченной в элегантную перчатку. Только близкие знакомые милорда ректора знали, что эта хрупкая рука способна остановить бешеного тура и без помощи магии.
- Ты собирался ехать в Имраил этим летом.- Без намека на сомнение сказал ректор Тайр.- Я считаю это решение ошибочным. Мне с трудом удалось убедить магический совет назначить именно тебя ответственным за исследование Грани, а в Имраил отправится твой коллега из Харры. В связи с чем тебе вне очереди будет присвоен ранг сеф , а значит, ты обязан оставить кровного либо некровного потомка со своими способностями. К счастью, наш университет тщательно блюдёт традиции и готов предоставить тебе жену из числа аларов. Теперь можешь задать свои вопросы.
Мастер магии прикоснулся к тонкому обсидиановому кольцу, холодившему израненную кожу. Он не понимал действий наставника, но по опыту знал, что вопросы здесь будут неуместны. Впрочем, один вопрос он не мог не задать.
- Милорд, когда мне следует подписать согласие на командировку и брачный договор?
- Не стоит беспокоиться, Оррон. Все уже подписано. Ты и два других участника завтра на рассвете встретитесь у университетского портала, который отправит вас на Проклятый остров к бывшему дому магистра Рад Гила. Все инструкции ты получишь вместе с моим письмом завтра перед отбытием, а сейчас тебе следует отправиться домой, где тебя ожидает леди Ар-Дайнерен Синна, твоя жена. Ты уделишь ей немного…- в голове Картаса вдруг раздался тихий спокойный голос наставника: « Возьми у нее письмо. В нем будет объяснение всему»,- …внимания, а затем соберешь вещи.
- Да, милорд ректор.
- И еще. Упаси тебя раш еще раз показываться передо мной в таком виде.
[2] Аларской руной «сеф»принято обозначать специалистов мирового уровня (учёных, полководцев,ремесленников и т.п.).